- Подробности
- Просмотров: 2234
Умение привлечь и удержать внимание учащихся – несомненно, одно из важных профессиональных качеств преподавателя.
Рекомендуется апробировать все перечисленные приемы и выбрать те из них, которые больше понравятся. Конечно, есть другие приемы привлечения и удержания внимания детей, которые выработал каждый из учителей в процессе работы за определенный период. Но молодым педагогам полезно апробировать те, которые предложены в таблице.
№ |
Название приема |
Описание приема |
1 |
Голосовая и эмоциональная модуляция |
Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота) |
2 |
Модуляция темпа речи |
Выдерживание паузы; изменение темпа речи от медленного до скороговорки. Резкое изменение скорости речи. |
3 |
Прерывание речи, использование антиципации (догадки) |
Прерывание речи на словах, достаточно очевидных с требованием произносить их вслух тем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателя поощряется словесно или отметками. |
4 |
«Провалы памяти». |
Якобы забывание достаточно очевидных для класса элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.д., - с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных. |
5 |
Жестикуляция. |
Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты свободные и широкие. |
6 |
Риторические вопросы |
Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который, после небольшой паузы дает ответ сам докладчик. |
7 |
Контрольные вопросы |
Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа; поощрение активных. |
8 |
Наводящие вопросы |
В случае затруднения ответа на контрольный вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения. |
9 |
Вопрос – предложение. Смысловая антиципация. Выводы. |
На основании изложенного задается вопрос – предложение, требующий для ответа смысловой догадки, о чем далее идет речь, и какие выводы можно сделать по изложенному материалу. |
10 |
Уточняющие вопросы. Встречные вопросы. |
Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой. |
11 |
Свободное конспектирование. Пересказ. |
Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде поочередного пересказа темы с использованием личного конспекта. |
12 |
Конспектирование опорных (ключевых) слов. |
Предлагается слушателям записывать опорные (ключевые) слова сообщения. Один из слушателей может это делать на доске. Контроль зачитывания по очереди опорных слов с подчеркиванием повторяющихся у слушателей слов; объяснение отличия опорных слов от слов контекста. |
13 |
Конспект – рисунок. Ассоциативный рисунок. |
Слушателям предлагается зарисовать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение. |
14 |
Активное ассистирование. Усвоение (конвейер). |
Преподаватель начинает чтение материала, затем передает учебник одному из слушателей (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передается другому слушателю и т.д. |
15 |
Активное ассистирование. Закрепление (эстафета). |
Преподаватель начинает пересказ материала, затем передает эстафету пересказа (карандаш, указку и т.д.) одному из слушателей, тот по команде преподавателя (например, хлопок ладонями) следующему слушателю. |
16 |
Активное ассистирование (бейсбол). |
Преподаватель задает вопрос и бросает мячик одному из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий ответ – 3 балла, правильный – 1 балл), задает свой вопрос и бросает мячик другому слушателю или преподавателю. Кто первым наберет 10 баллов, тот получает оценку (зачет). |
17 |
Тренировка кратковременной (слуховой) памяти(эхо). |
Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо». |
18 |
Экстрараздрожители (звуки или световые сигналы, не связанные с содержанием сообщения). Неожиданные раздражители вызывают ориентировочную реакцию и активизируют внимание. |
Главное условие – внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул, включить на мгновение радио или магнитофон, включить или выключить свет, громко захлопнуть дверь, окно. |
19 |
Тренировка внимания (карта острова сокровищ). Неспецифическая активация внимания косвенно помогает удерживать внимание на изложении учебного материала. |
Преподаватель предлагает слушателям нарисовать план класса и во время урока отмечать его передвижение по классу: линии – движение, кружки с крестиком внизу – остановки. Там, где он будет останавливаться реже всего, спрятано «сокровище»(сувенир, лакомство). Приз получит тот, кто назовет это место и чья карта аккуратнее и подробнее. |
20 |
Тренировка внимания (соколиный глаз). |
Преподаватель предлагает следить во время урока за его жестами. Можно составить список жестов. Один из этих жестов – контрольный. Кто правильно подсчитает, сколько раз использовался этот жест поправления волос, очков, руки за спину – получает приз. Преподаватель записывает название контрольного жеста и количество его повторов на листочке и кладет себе на стол. В конце урока проводится опрос слушателей и выявляется победитель, который награждается призом и титулом «соколиный глаз». |
21 |
Активизация внимания (будильник). Рекомендуется для вечерних занятий и во всех случаях, когда в группе слушателей ощущается усталость. |
Перед уроком преподаватель пишет числовой ряд на листочке, разбивая время урока на интервалы, кратные 3 минутам, а напротив них пишет в случайном порядке фамилии слушателей. Кидается жребий среди слушателей: кому быть «будильником». «Будильник» получает листочек с временными интервалами и фамилиями. Ему нужно будет следить за часами и по истечении каждого временного интервала громко говорить фразу: «Иванов (Петров, Сидоров) вставай нас ждут великие дела!» названный слушатель должен встать и сказать: «Уже стою!»- затем вновь сесть на свое место. Преподаватель должен продолжать изложение материала не обращая внимание на их диалог. |