СПОСОБ ПЕРВЫЙ, ИЛИ ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, ребенок рассуждает так: «Ничего не знаю, ничего не умею и спрос с меня маленький».

!!!Чтобы предотвратить у ребенка нежелательные поведенческие проявления данного возраста, важно:

Помогать ребенку проявлять свои способности везде и во всем;

Оказывать помощь только тогда, когда вы уверены, что ребенку эта задача не под силу;

Проверять, чтобы любое начатое им дело было доведено до конца;

Доверять ему все домашние дела, даже если качество их выполнения вас не совсем устраивает;

Не забывать хвалить ребенка за хорошо выполненную работу- это позволит ему почувствовать себя уверенно;

Формировать у ребенка ощущение успешности и желание двигаться к цели- говорить ему чаще: «Ты это сможешь», «У тебя обязательно получится», «Ты умный и способный, надо только постараться, приложить усилия».

  СПОСОБ ВТОРОЙ, 

ИЛИ

НЕ НАВРЕДИТЕ ЛЮБОВЬЮ

Неизвестно, кто испытывает больший стресс при поступлении ребенка в школе- он сам или его родители. Чтобы ребенку «облегчить» жизнь, родители собирают портфель, решают за него задачи, читают ему в слух заданный для самостоятельного чтения рассказ. Все эти действия вроде как направлены на благо ребенка.

Чрезмерная опека, забота и любовь тормозят развитие самоконтроля, самостоятельности мышления, желание думать и прилагать усилия по решению учебных задач, а самое главное- при этом не формируется чувство ответственности за выполнение уроков.

Чтобы избежать подобных неприятностей, «направьте любовь в мирное русло», начните с малого: дайте ребенку поручение, при выполнении которого он хорошо осознавал свою роль и отвечал за выполнение порученных ему обязанностей.

Наберитесь терпения, помогите ребенку советом на первых порах.

Не забывайте поддерживать и хвалить ребенка! Поддержка и похвала вдохновляют на новые свершения, стимулируют к действию, помогают раскрыться ребенку, повышают его самооценку.

В таком взаимодействии и определяется чувство меры в оказании помощи- делать не за ребенка, а вместе с ним, только направляя в нужное русло его собственные усилия!

Выполнение домашнего задания вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребенка в восторг. Но у него уже будет опыт выполнения домашних поручений. Этот опыт может уберечь ребенка и родителей от негативного отношения к этому занятию.

!!!Чтобы выполнение домашнего задания не вызывало отторжения у ребенка, важно запомнить:

  • Любые способы оказания помощи должны идти на пользу ребенку, должны формировать новые учебные навыки, развивать возможности, а не приучать к бездействию и пассивному созерцанию родительского труда;
  • Разумно ограничивайте вашу помощь ребенку. Наблюдайте, как ребенок пытается справиться сам, и только направляйте его мысли и действия, не внедряйтесь в сам процесс;
  • «включайте» трудовую активность ребенка;
  • Развивайте у него адекватную самооценку.

СПОСОБ ТРЕТИЙ,

ИЛИ

КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ ПОЧЕМУЧКУ

Развитие интереса к обучению- сложный многогранный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой- не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес к школьным предметам.

Здесь родителям надо набраться терпения и ждать. Так как познавательная активность у детей в младшем школьном возрасте формируется медленными темпами и только в том случае, если усвоение ребенком школьной программы не вызывает больших трудностей. Познавательная деятельность ребенка очень медленно вытесняет игровую. Поэтому чаще всего мы видим не очень радостную картину: дети продолжают, активно играть вместо прилежных занятий школьными предметами!

!!!Для развития познавательного интереса детей:

  • Внесите разнообразие в их жизнь. Вместе посещайте музеи, художественные выставки, театры, просто гуляйте по городу. Все это оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов младшего школьника: значительно расширяются объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащает словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования;
  • Научите ребенка находить необходимую информацию. Не жалейте времени. Не уходите от ответа. На первых порах найдите ответ вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе. Так вы создадите условия для развития у ребенка познавательных интересов, он будет стремится к размышлению и поиску, появится чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В дальнейшем он справится без вашей помощи. Постепенно у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творчески- поисковая активность ребенка, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

!!!Развитие познавательного интереса у младшего школьника сначала происходит через взрослых- родителей, учителей. В будущем ребенок сам начинает проявлять интерес к тому или иному предмету. То, что заложено взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка.

СПОСОБ ЧЕТВЕРТЫЙ,

ИЛИ

НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ПЛАНИРОВАТЬ ВРЕМЯ

!!!Любые перемены в жизни заставляют ребенка приспосабливаться к новым условиям. Поступив в школу, за короткое время он должен адаптироваться в детском коллективе, привыкнуть к учителям, учебной дисциплине, распределению времени и многому другому. В результате ребенок испытывает большое психоэмоциональное напряжение. Снять «тревожность» поможет алгоритм действий: создание режима дня,  где будет гармонично распределяться время нагрузки и отдыха. Выбирая кружки и секции, которые будет посещать ваш ребенок, надо учитывать его работоспособность, состояние здоровья, имеющиеся хронические заболевания. Старайтесь на первом этапе не перегружать его множеством внешкольных занятий. Оставьте разумный минимум, который он сможет охватить без потери сил и ущерба для здоровья. А когда организм ребенка окрепнет (обычно это бывает к окончанию второго класса) можно расширить круг дополнительных увлечений.

Формируйте расписание занятий- школьных, дополнительных, домашних. В расписание включите все: время уроков, дополнительных занятий, время отдыха, время прогулок, приготовления ко сну и утреннего просыпания. Приучайте ребенка к четкому распорядку дня с самого начала обучения.

Помните! Сначала отдых после школы, потом выполнение домашних заданий. Лучше всего снимает усталость прогулка на свежем воздухе час- полтора. Смена деятельности послужит хорошей разгрузкой после умственного напряжения. Снять усталость помогут занятия творчеством. Творческая деятельность создает позитивный настрой, способствует безболезненному возвращению от игры к урокам. Но, пока сам ребенок с режимом дня не справится. Поэтому взрослый должен помочь ребенку проследить по часам урочное время.

Правильное построение алгоритма дня, чередование «отдых- нагрузка» благотворительно влияет на общую работоспособность ребенка и позволит избежать переутомления. После Выполнять домашнее задание необходимо так называемое результативное время, когда продуктивность мыслительной деятельности высока, активность мозга имеет достаточный потенциал для решения учебных задач. Помните! После 8 часов вечера любая деятельность, тем более связанная с уроками, не может быть полезной и эффективной.

!!!Не выходите за временные рамки. Наивысшая активность головного мозга ребенка выпадает на утренние часы. Но, продуктивность мозга ребенка сохраняется достаточно высокой и в дневное время, часть которого полезно выделить для домашнего задания. Чем старше становится ребенок, тем значительнее возрастает его интеллектуальная работоспособность.

Рекомендуемое «результативное» время:

Начальная школа- 14.00-16.00

Среднее звено – 15.00-17.00

Старшие классы- 15.00-18.00

Если обозначенные периоды времени для подготовки уроков по разным причинам не соблюдаются и ребенок, лишь к вечеру берется за уроки, а потом сидит до ночи, сильной пользы от этой работы не ждите.

!!! В вечернее время суток организм ребенка должен готовиться к отдыху, а не испытывать психологическое или физическое напряжение. Даже если часть домашнего задания не выполнено время сна отодвигать не следует, так как это причинит вред здоровью ребенка и не принесет пользу для учебного процесса.

Универсальные правила для выполнения домашнего задания.

1. Необходимо правильно организовать рабочее пространство.

Выберете мебель для рабочего места в соответствии с ростом ребенка. Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Ноги не должны болтаться в воздухе. Свет на тетрадку должен падать слева (для правшей), справа (для левшей), иначе ребенок будет закрывать свой текст. В комнате не должно быть громких, отвлекающих его звуков- радио, телевизор должны быть выключены, может звучать только тихая, спокойная музыка, которая помогает ребенку расслабиться и сконцентрироваться.

2. Садиться за уроки сразу после школы нельзя.

Час- полтора после школы ребенок должен отдохнуть, а уже затем садиться делать уроки.

3. С самого сложного выполнять домашнее задание начинать нельзя.

У любого ребенка на трудное задание уходит много времени, ребенок устает, начинает чувствовать себя неуспешным, а тогда гораздо проще отмахнуться от домашнего задания, чем мучится с ним. Поэтому начинать лучше с простого, с самого любимого.

4. Работать без перерыва нельзя.

Работа над домашним заданием должна проходить такими же «уроками» и «переменками», как это бывает в школе, только длиться такой урок должен 20-30 минут, а переменка 10 минут. В переменку ребенок обязательно должен подвигаться, снять мышечную усталость, выпить сока, съесть яблоко. Так же рекомендуется выпить стакан воды, вода активизирует работу мозга.

5. Не перегружайте ребенка дополнительными заданиями.

Дома нужно делать с ребенком только то, что задано в школе. Жизнь ребенка не может состоять только из умственной деятельности.

6. При общении с ребенком исключите резкие высказывания.

Негативные оценочные высказывания не просто расстраивают ребенка, зачастую ини способны ухудшить его умственную деятельность.

7. Придерживайтесь темпа ребенка.

Не нужно подгонять или торопить ребенка- это создает нервозность, мешает ему работать над домашним заданием. При постоянных призывах не отвлекаться ребенок не способен сконцентрироваться на самом задании, он начинает думать о том, как ему быть внимательнее, что не способствует его мыслительной работе. Возможно, ребенок отвлекается, потому что его нервная система требует времени для восстановления, или он не понимает задания, и тогда это задание нужно объяснить ему на его уровне.

СПОСОБ ПЯТЫЙ:

УБЕЖДЕНИЕ+ДОВЕРИЕ+САМОКОНТРОЛЬ

Убеждающее воздействие.

Для некоторых родителей способ «убеждающего воздействия»- это ремень. Но ни страх, ни подавление детских желаний, как показывает практика, не приводит к желаемым результатам. Домашнее задание остается головной болью для таких родителей.

Прямой способ убеждения.

Действовать этот способ будет, если не упустить время. Еще до школы ребенок интуитивно чувствует ценность знаний, свыкается с мыслью о необходимости учения, для того чтобы когда-нибудь по-настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх (предпринимателем, летчиком, шофером и т.п.). Убеждающее воздействие- это спокойный и аргументированный рассказ о «плюсах» школьной жизни, знакомство с новыми требованиями и обязанностями. В этот период требования, предъявляемые к школьному обучению, выполнение домашнего задания воспринимаются ребенком как общественно значимые и неизбежные. Родители в этот период обладают достаточным авторитетом для того, чтобы убедить ребенка в необходимости неукоснительного выполнения домашних заданий. Для получения положительного результата и у родителей, и у ребенка должен выработаться подход к урокам как к важному, серьезному делу и сопровождаться уважительным отношением друг к другу.

Косвенный способ убеждения.

Косвенный способ убеждения заключается в анализе конкретных жизненных ситуаций, позволяющем убедить ребенка выполнять домашнее задание; в обсуждении вместе с ребенком его школьных неудач; в использовании примера авторитетного для ребенка человека, героя книг, фильмов. Огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети. Помните, что внушается ребенку только, то что несет в себе сильный эмоциональный заряд, то, о чем родители говорят искренне.

!!! Убеждение- это сложный способ воздействия, при котором родители обращаются к сознанию и чувствам детей. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво и помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент, может оказаться более действенной, чем урок морали. Если вы сможете убедить ребенка в его собственных силах и возможностях, он все реже и реже будет обращаться к вам за помощью.

Доверие.

Для создания атмосферы доверия в семье необходимы две важные составляющие. Первое сдержанное отношение родителей к школьным неуспехам. Это не значит, конечно, что надо перестать интересоваться успеваемостью вообще или занять позицию покровительственного отношения к двойкам. Иногда просто достаточно покачать головой. Вторая – подлинный интерес к внешкольной жизни ребенка.

В атмосфере доверия у детей постепенно формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи.

Научите ребенка самоконтролю.

Если ребенок научился сознательно планировать и регулировать свою деятельность, у ребенка развит самоконтроль. Успешное обучение в школе предполагает развитие двух основных направлений самоконтроля: самоконтроля поведения и самоконтроля учебной деятельности. Когда самоконтроль отсутствует или недостаточно развит ребенку трудно соответствовать требованиям режима и переносить нагрузку учебной программы. Самоконтроль поведения должен быть сформирован у ребенка еще до школы.

Развитие самоконтроля в учебной деятельности проявляется в умении выполнять работу, действовать по определенному образцу, соблюдать последовательность действий, находить в работе допущенные ошибки и самостоятельно исправлять их. Для этого ребенку необходимо идти путем проб и ошибок, а родителям- обсуждать с ним результаты ошибочных действий, не ругая, а делая выводы.

Будьте последовательны!

Первоклассникам домашнего задания не задают, учителя лишь рекомендуют прописывать одну-две строчки элементов букв и цифр. Очень ответственные родители заставляют переписывать домашнее задание, а завтра могут даже не проверить, так как окажутся заняты или просто устанут. В результате ребенок может начать ловчить, учитывая занятость и настроение родителей, а особенного чувства ответственности у него так и не сформируется.

!!!Основная задача родителей- способствовать созданию у ребенка настроения на преодоление трудностей, на достижение результата.

   
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?