Ребенку пора в школу, многие родители с тревогой ожидают этого дня, а вдруг мой ребенок не приживется в школе? А вдруг ему будет трудно общаться с одноклассниками или учительницей? И еще миллион «вдруг».

Как можно помочь ему сделать школьный старт более спокойным и бес проблемным. Адаптация-это приспособление организма к окружающими условиями. В рамках учебного процесса такими условиями является следующее.

  1. ЗДОРОВЬЕ

Постоянные ОРВИ, гриппы, ангины, бронхиты - это очень серьезно. Любое из этих заболеваний значительно снижает возможность организма ребенка, создает фон повышенной утомляемости, низкой умственной работоспособности, нарушений поведения и, как следствие, низкой успеваемости в школе. Часто болеющий ребенок, помимо учебы может пропустить много важного и интересного: экскурсии, внеклассные праздники-с в результате может оказаться «на обочине» жизни класса. Поэтому постарайтесь закалять ребенка, поддерживать его работоспособность. Очень важно следить за состоянием зрения вашего ребенка: напряжение зрения приводит к частым головным болям и нарушениям внимания.

Существуют простейшие упражнения, которые стоит ежедневно делать во время занятий дома: быстро переводить взгляд с близкого на удаленный объект и обратно с интервалом от 30 секунд до минуты. Это упражнение способствует улучшению зрения, позволяет снять напряжение и особенно благоприятно действует при близорукости слабой степени.

  1. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Готовить ребенка к школе - это не значит проходить с ним программу первого класса. Даже умение читать не является определяющим. Для учителей одним из важнейших качеств является умение слушать и слышать – все остальное прилагается. Среди видов готовности различают следующие:

  • физическая (физиологическая);
  • эмоциональная;
  • интеллектуальная;
  • мотивационная.

При достаточном развитии всех составляющих можно говорить о том, что ребенок готов к началу школьного обучения, а значит нет дополнительных факторов, мешающих адаптации к школьному обучению.

3.РЕЖИМ ДНЯ

Очень важно подготовить ребенка к новому распорядку, особенно это касается детей, которые не посещали детский сад и привыкли просыпаться ближе к обеду. Учитывая, что первый урок  начинается в 8:00, в школу необходимо приходить в 7:40. За 20 минут ребенок имеет возможность спокойно переобуться, снять верхнюю одежду и пройти в класс. Опоздание большой стресс для первоклассника, ведь он оказывается на виду у всего класса в невыигрышной для себя ситуации.  Если до начала обучения в школе в режим ребенка входил послеобеденный сон, сохраняйте его. Для шестилетки учеба становится  серьезным испытанием как на физиологическом уровне, а сон или послеобеденный отдых очень хорошо восстанавливает силы.

  1. НОВЫЙ КОЛЛЕКТИВ

Постарайтесь как можно быстрее познакомиться с родителями одноклассников, тогда у вас будет возможность узнать задания, которые забыл записать ваш ребенок, или планируемые мероприятия в классе. Дайте возможность ребенку после уроков погулять вместе с одноклассниками на школьном дворе. Именно во время таких прогулок налаживаются самые прочные дружеские связи между детьми, ведь в учебное время ребятам трудно сосредоточиться на личных отношениях. Помогите детям найти интересную игру, желательно, чтобы у нее были четкие правила, которые необходимо выполнять всем играющим.

  1. ДРУЗЬЯ

Если есть возможность, приглашайте одноклассников вашего ребенка в гости, лучше не больше одного - двух человек за один раз. Это поможет ВАМ познакомиться  с друзьями вашего ребенка, а у маленького ученика появиться повод для разговора в школе.

  1. УЧИТЕЛЬ

Постарайтесь стать для учителя хорошим знакомым, союзником. Предупредите его об особенностях характера вашего ребенка - этим вы существенно облегчите задачу знакомства и педагогу, и ребенку. Узнайте, как чувствует себя ваш ребенок на уроке, чем занимается на переменах. Ваша заинтересованность поможет своевременно разрешать возникающие проблемы, с минимальными усилиями. Очень часто ребенок переживает, если его не спрашивают, когда ему хочется. Важно сразу же объяснить, что это не возможно в силу объективных причин.

  1. УСПЕХИ В УЧЕБЕ

Успешность выполнения школьных заданий зависит от следующих показателей:

  • развитие познавательной сферы (память, внимание, мышление,. речь);
  • развитие мелкой моторики;
  • умение работать самостоятельно;
  • умение действовать по образцу;
  • умение работать в паре.

Все выше перечисленное дает хорошую базу для того, чтобы ребенок ощущал себя уверенным на уроке, создает ситуацию успеха, а значит, дарит массу положительных эмоций.

Помогите своему ребенку понять и принять школьные правила, научиться взаимодействовать с учителем и одноклассниками- и тогда его адаптация к школе пройдет легко и спокойно, а успешный старт обеспечит и плавное течение всей школьной жизни, на все11 лет.

Педагог-психолог Караваева Е.Г.