Петрова Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска

Опыт размещён в сборнике ППО  КОА г Новоалтайска в 2019 году.

   Эта тема возникла неслучайно. Проанализировав тетради учеников начальной школы, можно увидеть печальную закономерность, красота и аккуратность не являются бесплатным приложением уроков русского языка.

   В современном образовании уже не услышишь ни каллиграфии, ни чистописания. И это печально. Методисты конца прошлого века убрали уроки чистописания, т.к. эти занятия препятствовали скорописи и содержательному усвоению текста.

   Совершенно случайно увидела тетради в сентябре 2018 г. в частую косую линию на прилавке магазина. На первый взгляд я испугалась их использовать, сетка-разлиновка показалась слишком яркой, пёстрой. Устанут  глаза. Такая разлиновка требуют от учителя точного каллиграфического почерка, проверка тетрадей становится более тщательной. Но взяла на заметку. Что это за тетради, почему их раньше не было в продаже?

   Спустя полгода стала использовать эту тетрадь при индивидуальной работе со своим сыном первоклассником. И вот какие умозаключения спустя пару занятий: 1) Ребёнок никогда не сможет научиться писать красиво, если перед глазами его собственный ряд некрасивых, неправильных букв. Ни о каком удовольствии в написании, в таком случае, не может быть и речи.  Он действительно не понимает, что наклон элементов расположен только под одинаковым и постоянным градусом. Для ученика все буквы правильные. 2) Родители первоклассников, зная о том, что задания в первом классе не задают, теряют драгоценное время для тренировок изученных букв.

   Можно ли тетрадь в частую косую линию использовать в работе на уроке и дома для исправления и формирования красивого почерка?

   Я обратилась за помощью к прописям по чистописанию и учебникам по каллиграфии прошлого века. Оказывается, частая разлиновка присутствовала всегда в тетрадях по чистописанию. [1] Пролистала курс каллиграфии и конторской скорописи 1916 г. Очень подробно и скрупулёзно описан процесс письма. Увидела в альбоме разлинованные линии. В прописях 1935 года, 1969 года всё так же учеников начальной школы учили красиво выводить каждую букву по разлинованным линеечкам [3], [4]. А тетради ребят, написанные перьевыми ручками! В них столько труда, бережного отношения к написанному. Вот это я понимаю, художественно-эстетический вкус!

   Почему в современных прописях для 1 класса есть только рабочая строка без косых линий? Учителя на уроке используют тетради в косую линию с редкими наклонными линиями, показывают образец написания буквы, ребёнок самостоятельно выводит буквы, сочетания, стараясь повторить образец. Но к сожалению, получается каллиграфически у единиц. Мы работаем над осанкой, развиваем мелкую моторику, во время письма делаем паузы, зарядки для пальцев, массаж, акцентируем внимание на правильность держания ручки. Но этого недостаточно.

   Оказывается, тетрадь в частую разлиновку подвергла сомнениям методистов в 60 годах прошлого века. В последствии этих разногласий эти тетради исчезли с продажи на очень долгие годы. Считалось, что косая сетка вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки.

   Почему же всё-таки появились такие тетрадки? Что говорит современная наука?

   [5, c.111] С. П. Руссков  уже в конце прошлого века нашел ответы про восприятие глазом разлинованных линий: «А что же это мы не отказываемся от тетрадей в клетку? Ведь частота пересекающихся под прямым углом и образованные от этого клетки и углы более интенсивнее действуют на зрение, чем косые. Это доказано наукой психологией восприятия. Но здесь, к этому фактору, нужно подойти по-другому. С точки зрения механизма восприятия, линии ни косые, ни прямые в школьных тетрадях детям не мешают; ведь они здесь не главные, а вспомогательные».

   В книге известного американского нейрофизиолога Хьюбел Д., лауреата Нобелевской премии, обобщены современные представления о том, как устроены нейронные структуры зрительной системы, включая кору головного мозга, и как они перерабатывают зрительную информацию: «Глаз автоматически подстраивается к интенсивности света, имеет самоочищающуюся линзу. Гигантская работа по преобразованию света, падающего на две сетчатки, в осмысленную зрительную сцену часто странным образом игнорируется, как будто все необходимое нам для того, чтобы видеть, — это изображение внешнего мира, четко сфокусированное на сетчатке. Хотя получение резких изображений и важная задача, она скромна по сравнению с работой нервной системы — сетчатки и мозга. Преобразуя свет в нервные сигналы, она начинает извлекать из окружающей среды то, что полезно, и отбрасывать то, что излишне» [6, c.40].

   Получается, на сегодняшний момент можно сделать вывод о пользе косых и других линий в тетрадях. Ведь они только помогают детям при письме, а вовсе не мешают и не оказывают вредного влияния на зрение, они в работе просто незаметны, так как наше зрение отбрасывает их. Тетради в разлиновку должны занять достойное место в системе образования.

    В книжных и интернет магазинах можно найти огромный выбор таких тетрадей. Сама разлиновка в них разная по размеру и цвету, углу наклона, в некоторых из них есть дополнительная линия, которая делит рабочую строчку пополам. Цены таких тетрадей очень отличаются.

   Как и любой товар, реализуемый на российском рынке, тетрадь школьника должна строго соответствовать определенным нормативам и ГОСТам [1]. ГОСТ Р 54543-2011. В стандарте указан цвет основных линий: серый, голубой, фиолетовый, зелёный. Угол наклона косой линии равен 65 градусам.

   Раз эти тетради разрешены, от них лишь только плюсы, на зрение частота и цвет косых линий не влияют, я стала использовать их в своей работе с первоклассниками. Родители согласились купить тетради для всего класса. Ученики сравнивают свою букву, слово с образцом, ориентируются на наклонные линии при письме. Уже могут самостоятельно оценить своё письмо, их оценивание чаще совпадает с реальной оценкой учителя.

   На интерактивной доске в программе Smartмы пишем на листе с разлинованными линиями, и лист развёрнут на нужном градусе. Ребята пишут маркерами, изменяя толщину и цвет линий. Ученики сравнивают письмо на доске и в тетради, а оно идентично. Письмо доставляет удовольствие и дома, и в школе!

   Тетради в частую разлиновку очень актуальны в современном образовании, они формируют каллиграфический навык у всех, кто хочет улучшить свой почерк. Они учат детей писать с удовольствием, развивая при этом их художественно-эстетический вкус.

Список использованной литературы

1. ГОСТ Р 54543-2011 [Электронный ресурс],  http://docs.cntd.ru/ document/1200094534

2.Каллиграфия. Круг самообразования. - Петроград, 1916.

3. 9. Прописи для учащихся 1-го и 2-го классов начальной школы. Воскресенская А.И.: Государственное учебно-педагогическое издательство.- М., 1935.

4. Прописи к букварю. - М., Просвещение, 1969.

5. С. П. Руссков. Учимся и учим писать красиво. / Пособие для учителей. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1994.

6. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение/ Пер. с англ. – М., 1990.