Бочкарёва Галина Рудольфовна,

 учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска

Конспект урока размещён в сборнике ППО  КОА г Новоалтайска № 16 за 2016 год         

  Ход  урока:

Целеполагание:

Ребята, мы с вами   завершаем изучение романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Сегодня нам предстоит обсудить философские итоги романа. Какие аспекты  его мы уже обсуждали?  (обсуждалось время, показанное автором в романе; герои, обсуждали учеников Базарова, выясняли, есть ли в романе его истинные последователи, обсуждалось противостояние и противоборство Базарова и Павла Петровича Кирсанова; Расстановка  сил по принципу : отцы – дети, точка зрения Базарова на природу, науку, аристократию, народ, кольцевая композиция романа, жанровые особенности романа – психологический, социальный, общественный, бытовой).

Исходя из темы урока, сегодня мы с вами должны подвести философские итоги романа. Т.е  на какие вопросы мы, по-вашему, должны ответить в ходе урока? О чём  будем размышлять?  (фиксируется на доске)

·        О какой философии мы будем говорить? (нигилизм)

·        Кто является носителем (или носителями) этой философии в романе? Базаров)

·         Прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам?

·        Является ли этот герой (герои)  истинным последователем философии?

·        Что лежит в основе философии  героев романа?

·        Есть ли в романе философское противостояние?

·        Каковы философские итоги  романа?

·        Почему роман называется «Отцы и дети»? В чём смысл заглавия?

·        Какая связь существует между заглавием и романа и его философскими итогами?

Учитель открывает обратную сторону доски, где написаны заготовки вопросов: Совпадают ли наши вопросы  по смыслу? Значит, в ходе чтения и обсуждения отдельных аспектов романа мы с вами  подошли к аналогичным вопросам. Давайте определим алгоритм нашего движения к цели – выстроим вопросы по степени их значимости (какой вопрос является главным?)

Главный вопрос, который предстоит решить:  каковы философские  итоги романа? Т.е. оттолкнуться мы должны от ФИЛОСОФИИ. От какой  философии мы с вами пойдём? (нигилизм)

II     Актуализация опорных знаний:

- Какие варианты определения понятия «нигилизм» вы нашли?

(учитель дополняет  (распечатано на каждую парту, приложение № 1).

-Какое из этих определений мы берём за основу наших рассуждений?

- А как вы определите понятие « скептик»? (т.е. мы можем считать эти понятия синонимичными).

III   Изучение новой темы.

Учитель: итак,  мы определились с вами  в основных понятиях, а теперь, начинаем  работу по тому кругу вопросов, который мы определили.

-Кто является носителем философии нигилизма в романе? (это Базаров, безусловно)

-  А  прав ли автор, причисляя Евгения Базарова к нигилистам? Идентичны ли его убеждения с нигилистическими? Можем ли мы говорить о прямолинейности  образа , или он претерпевает изменения  в ходе повествования? (убеждения Базарова вполне подходят под определение  нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств, Базаров все жизненные явления  объяснял с точки зрения науки, материализма. Всё это было собрано и описано Тургеневым в образе Базарова).

То есть говорить о прямолинейности и однозначности образа Базарова мы не можем, мнения разделились. Это  личность многогранная.

Возникло два мнения :

Базаров – убеждённый нигилист.

- Нигилизм Базарова – поза, дань моде времени, способ борьбы с несимпатичными ему людьми.

Наличие разных мнений  предполагает  дискуссию. Мне кажется, образ Базарова стоит того. Как считаете вы? – Спорим?

Напоминание правил ведения дискуссии: уважение мнения оппонента, чёткое изложение своей позиции, не перебиваем говорящего.

Учитель расставляет на парты  цветные фишки  на парты сторонников убеждённости  Базарова (зелёные), сторонников позёрства Базарова  (жёлтые), те, кто занимает позицию неопределённости – фиолетовая фишка

·        На чём основан нигилизм Базарова? ( всеобщее отрицание героя не стихийно, оно -  следствие общественно  - политических событий в России того времени)

·        Что это за события, обстановка? – коротко.

Учитель: т.е. в основе нигилизма Базарова лежит один из «вечных» вопросов – философские раздумья о смене поколений, о вечном движении и вечной борьбе старого и нового. Кто и что противостоит в романе философии героя? (это не просто противоборство Базарова и П.П.Кирсанова, это борьба двух мнений, мировоззрений, философий, а не просто спор двух не совсем симпатичных друг другу людей).

Мы приступаем   к  решению следующего вопроса – вопроса о смысле заглавия романа. Что вы можете сказать об этом? Какие есть мнения? (заглавие несёт на себе философский смысл:  каждое поколение  несёт в себе своё видение мира, своё философское начало).

Какая связь существует между заглавием романа и его философскими итогами? (в заглавие вынесен  один из вечных вопросов – вопрос отношений отцов и детей. Вопрос   остаётся актуальным  всегда, во все времена – это «вечный» вопрос.) – в этом прослеживается  и актуальность  данного вопроса.

Т.е, мы подошли к решению главного вопроса дискуссии – каковы  философские итоги романа?

1.  Носитель  философии нигилизма в романе – Базаров – умный и глубокий человек, его нигилистическое сознание во многом проистекает из присущего ему всеохватного знания русской жизни, в которой есть всё : пошлость , доктринёрство, недостаток в честных людях, бесконечные толки о парламентаризме…но где нет главного – «дела». Отрицая  все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта, Базаров ничего не может  предложить взамен, кроме неистового желания разрушить, по его мнению, старое, отжившее. В этом смысле  положение героя глубоко драматично, так как у его отсутствует опора в прошлом и видение перспективы  будущего .Потому герой уходит со сцены)

2.Умозаключения героя тесно связаны с чувствами самого автора ( неизбывная тоска  Базарова от сознания краткости человеческого бытия  напрямую связана с мироощущением самого Тургенева,  «трагической  установкой духа» писателя.

3.Какой же выход предлагает писатель? -  один он предлагал в «Записках охотника» - раствориться в природе, войти в стихийное  течение жизни. Но Тургенев не  мог привести своего героя к «жизни безличной» : у автора  «Отцов и детей» была другая  установка. По мысли писателя , чтобы пережить драматическое осознание своего бренного удела на фоне вечной природы, человек должен , несмотря ни на что, продолжать оставаться личностью , сохранить в себе « огромное напряжение личного начала», быть похожим на птицу, неужержимо летящую вперёд.( Но не на ту, с которой  сравнивает Базаров Аркадия.)

4.Автор обозначил в литературе один из вечных вопросов – вопрос  «отцов и детей».

Работа в парах:а теперь, задание , которое вы выполняете в парах по партам:

Попробуйте в   ТРЁХ  ПРОСТЫХ предложениях изложить СУТЬ наших выводов. Условие : трёх, простых, только суть!!!!

1. Базаров – умный и глубокий человек с прочными убеждениями.

2. По мысли писателя, человек должен несмотря ни на что оставаться личностью.

3. Вопрос «отцов и детей» - один из «вечных» вопросов в русской литературе.

Рефлексия

Каждый из вас сегодня выслушал мнение товарищей, высказал своё мнение, как вы оценили бы своё участие в нашей дискуссии?

Удалось ли вам говорить убедительно, доказательно, можете ли вы быть ещё убедительнее, что нужно для этого?

Итоги урока.  Итак, мы пришли к общему выводу путём спора, решение наше родилось в споре, значит, может претендовать на коллективное мнение о философских итогах романа и смысле его заглавия. Изменилось ли ваше мнение о романе с момента начала его изучения? Сделали ли вы для себя какие-либо выводы? Как вы думаете: почему не получилось единого мнения??? (Литература – это отражение  жизненного опыта и нравственных ценностей каждого отдельно взятого  человека,  отсюда у каждого свой жизненный опыт и свои нравственные ценности, и каждый вправе считать правильным своё мнение).

Домашнее задание:Подготовить рабочие материалы для сочинения по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева.

  Приложение № 1

  Нигилизм – это…

·        от латинского nihil- «ничто» - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни .Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-политического развития. ( Большой энциклопедический словарь)

·        безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать. ( Толковый словарь Даля)

·        голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм. (Толковый словарь русского языка)

·        «философия скептицизма, которая возникла в России в XIXвеке в начале правления Александра II, ранее этот термин применялся к некоторым ересям в Средние века. В русской литературе термин нигилизм  был впервые использован , пожалуй, Н.Надеждиным в статье  в «Вестнике Европы»…. Надеждин… приравнивал  нигилизм к скептицизму.» ( М.Катков)

·        Полное отрицание всего, полный скептицизм.( С.И.Ожегов Словарь русского языка)

·        Нигилист – 1. В 60-х гг. XIXвека в России : свободомыслящий  человек, интеллигент-разночинец, резко отрицательно относившийся к буржуазно-дворянским традициям и обычаям, к крепостнической идеологии

2. Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически. .( С.И.Ожегов Словарь русского языка).

 

Приложение № 2

Визитная карточка  урока

УчительБочкарёва Галина Рудольфовна,

 Учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «СОШ №12 г. Новоалтайска».

Класс 10 класс.

Тема урока: «Философские итоги романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Смысл заглавия      романа.»

Цель урока: Создать условия для понимания учащимися актуального философского значения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» в наше время и осмысления смысла заглавия романа.

Задачи: создать условия для :

·        Формирования предметных компетенций через умение анализировать  художественный текст, выявлять причинно-следственные связи между изображёнными  автором событиями и поступками героев;

·        Формирования учебно-познавательных компетенций через умение ставить цель, организовать и вести дискуссию, анализ, рефлексию, структурировать знания;

·        Формирования коммуникативных компетенций через умение вести диалог, задавать вопросы, формулировать ответ, аргументировать свою точку зрения, уважать мнение другого;

·        Формированиеличностных компетенций через воспитание толерантности.

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Форма урока: Урок – дискуссия.

Методическая тема: Интерактивные формы обучения при анализе художественного текста при изучении темы « Философские  итоги романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» .Смысл заглавия романа.»

Планируемые результаты образования:

Личностные:формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, обогащение опыта общения со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской деятельности, развитие способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Метапредметные:владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, новых познавательных задач и средств их достижения;

Предметные : формирование умений учитывать исторический , историко-культурный контекст  и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.

 

Основные методические приёмы:

·        Диалоговый метод при решении проблемной задачи;

·        Работа с художественным  текстом;

·        Дискуссионный метод

                                  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить