учитель музыки МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска

Урадовская Елена Владимировна

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Однако воспринимать музыку, особенно классическую, не так-то просто, тем более детям.

Понятие "музыкального восприятия" трактуется в литературе с разных позиций. В целом восприятие музыки можно определить и как:

·активный внутренний процесс постижения музыкального образа, единство эмоционального и осознанного;

·способность переживать настроения и чувства, выражаемые композитором и получать от этого эстетическое удовольствие,

·диалог с помощью музыкальной речи между слушателем, исполнителем и композитором.

К основным компонентам музыкального восприятия относятся: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, музыкальное мышление, музыкальная память, целостность восприятия, осознание и осмысленность, опыт прослушивания музыкальных произведений.

Развить музыкальное восприятие – это, значит, научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это, значит, включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации. Это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник-музыкант – композитор, исполнитель достигают данного эстетического эффекта воздействия.

Я работаю по программе "Музыка" Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В. На мой взгляд эта программа предоставляет богатейший материал для развития творческого потенциала как учеников, так и учителя. Развитие музыкального восприятия я осуществляю в процессе всех видов музыкально-учебной деятельности школьников на уроке музыки. К таковым относятся: слушание музыки, хоровое и ансамблевое пение, игра9или имитация игры) на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, сочинение и импровизация, театрализация.

Одной из особенностей музыкального восприятия младших школьников является сенсомоторный характер музыкального восприятия. Музыка в подвижном темпе вызывает положительные эмоции. Она наиболее близка ребенку, так как предоставляет ему возможность выразить свои впечатления в музыке.

В своей работе я учитываю  психолого-педагогические особенности восприятия младших школьников:

1. При восприятии и оценке музыки у младших школьников преобладают зрительные представления. Слабо развито эстетическое чувство и абстрактное мышление, а присущ конкретный, наглядно-образный характер мышления, тесно связанный с их жизненным опытом. Поэтому их привлекают произведения, которые отличаются яркостью и конкретностью образов,  гибкостью ритмов, простотой музыкальной формы.

2. Детям младшей школы присуща целостность и эмоциональность при восприятии. Им трудно выделять различные музыкальные образы. Дети хорошо воспринимают общий характер произведения, но часто не замечают его индивидуальных особенностей. Для детей данного возраста характерно непроизвольное внимание, что требует его активизации путем переключения с одного вида музыкальной деятельности на другой.

3. Объем слухового внимания у детей ограничен. Это я учитываю при прослушивании музыкальных произведений. Так, для детей 1-2 классов подбираю произведения от 1 до 1,5 минут. 3 класса – 3 минуты, 4 класса – 4-5 минут.

В младшем школьном возрасте дети могут усвоить обозначения темпа, динамических оттенков, исполнительских штрихов. Для этого я использую наглядные и видеоматериалы и стараюсь доступно их преподнести.

Для детей шести-семи лет характерно стремление к самовыражению в разнообразных формах: звуковых, зрительных, словесных, двигательных.   Дети восьми-девяти лет способны к более дифференцированному слуховому восприятию музыки. При целенаправленной работе им доступно осознание выразительной роли звуковысотной линии мелодии, ритма, метра, лада и т.д. К девятилетнему возрасту дети приобретают опыт устных высказываний о музыке, но наблюдается недостаточно сформированный запас слов. Поэтому я веду целенаправленную работу по расширению словарного запаса учащихся.

            Выделяют четыре основных этапа, в ходе работы над произведением по слушанию музыки.

1. Первичное ознакомление.Оно должно быть не длинным, направленным непосредственно к чувствам и переживаниям детей. На этом этапе я стараюсь создать особую эмоциональную атмосферу. Форма общения может быть разной: монолог, беседа, рассказ ученика, проблемная ситуация и т.п.

Часто использую методические приемы, такие как:

·                    Интересы и увлечения ребят, учителя, известных, выдающихся людей, случаи из жизни.

·                    История создания произведений.

·                    Сведения о стране..

·                    Историческая эпоха.

·                    Передачи по телевидению, радио, выставки.

·                    Подвиги, дела, поступки.

·                    Нравственная ситуация.

·                    Игра, сказка.

·                    Наглядные пособия, презентации.

·                    Самостоятельное определение названия.

·                    Сочинение музыки на заданный сюжет, образ, характер.

·                    Вокализация доступных тем.

·                    Сравнение с другими произведениями.

2. Показ произведения

Перед показом я четко формулирую вопросы к произведению, даю определенную установку.

3.Художественно-педагогический анализ музыкального произведения

На данном этапе происходит основная работа по раскрытию содержания произведения и его познанию. Исходя из темы, задач урока, особенностей произведения, возраста и уровня подготовки детей, и т.д. я организую деятельность учащихся, выстраиваю вопросы, создаю проблемную ситуацию для обсуждения.

4. Повторное слушание произведения с последующим обсуждением

Оно проводится для обобщения знаний полученных в процессе анализа музыкального произведения, более глубокого проникновения в эмоционально-смысловое содержание. На этом этапе происходит разрешение  спорных вопросов, возникших в проблемной ситуации. Данный этап представляет собой возвращение к целостному восприятию содержания музыкального произведения на более высоком уровне.

На этом этапе я часто применяю:

·        Пластическое интонирование.

·        Игру на музыкальных инструментах

·        Прослушивание в разных обработках, разными исполнителями.

·        Исполнение основных интонаций.

·        Театрализацию.

  

 

Хочется отметить, что интерес к музыке возрастает, восприятие углубляется, если варьировать, сочетать друг с другом приёмы развития музыкального восприятия. Проводимая мною работа в младшем звене дает заметные результаты в среднем звене:  со временем дети достаточно внимательно слушают музыку, умеют дать ей характеристику, оперируя музыкальными терминами, высказать свое отношение к произведению, умеют слышать и узнавать музыку вне стен школы.

На мой взгляд, развивать способность адекватно воспринимать музыку нужно у всех детей без исключения, не деля их  на более или менее одаренных. Главное же создавать условия для развития эмоциональной сферы, вкуса, потребностей учащихся.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить