Доступная среда - сведения

Доступная среда

С 2012 года в Алтайском крае реализуется программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы. Программными мероприятиями предусмотрено создание универсальной безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях.

В рамках указанной программы Главным управлением образования и молодежной политики проводится работа по формированию базовых образовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития. Они оснащаются современным учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, обеспечивающим условия для организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Проводится ремонт и реконструкция зданий школ, позволяющие обеспечить физическую доступность учреждений образования.

МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайса принимает участие в реализации программы "Доступная среда".

Нормативно-правовая документация

  1. Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы
  2. Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы
  3. Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 26.12.2013 N 6072 "Об утверждении Концепции развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2017 годы"
  4. Государственная программа Алтайского края "Доступная среда в Алтайском крае" на 2014-2015 годы
  5. Приказ Главного управления образования и молодежной политики № 307 от 16.01.2014 "Об утверждении Комплексного плана мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2015 годы"
  6. Приказ Минобрнауки России №1598 от 19.12.2014 "Об утверждении ФГОС начально общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  7. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  8. Приказ Минтруда России №528н от 31 июля 2015 г. «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 № 723н "Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы"

  10.  Приказ Главного управления образования и молодежной политики № 1337 от 06.08.2015 "Об утверждении Плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью в Алтайском крае"
  11. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

  12. Приказ  КОА г. Новоалтайска  № 61 от 17.02.16 "Об утверждении ресурсной базовой школы совместного обучения детей-инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития в городе Новоалтайске" 

  13. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска (Приказ №37 от 11.02.2013) 

  14. План-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска  

  15. Приказ № 153 от 10.06.2016 «О создании комиссии по проведению паспортизации объектов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска и предоставляемых на них услуг»

  16. Положение о комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска и предоставляемых на них услуг (Приказ № 153 от 10.06.2016) 

  17. Состав комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска и предоставляемых на них услуг (Приказ № 153 от 10.06.2016)

  18. План-график проведения обследования и паспортизации объектов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска и предоставляемых на них услуг (Приказ № 153 от 10.06.2016) 

  19. Паспорт доступности для инвалидов объектов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска (Приказ № 175 от 28.06.2016 ) 

  20. "Дорожная карта" по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования  МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска (Приказ № 175 от 28.06.2016) 

Программа социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и  детей-инвалидов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска на период с 2016-2017

   В МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска были проведены мероприятия по созданию необходимых условий  для  обучения и полноценного развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с требованиями строительных норм и правил. Это:

  • Имеется  пандус с соблюдением нормативных требований.
  • Расширены дверные проёмы и установлены  новые двери.
  • Доступны санитарно-гигиенические помещения
  • Оборудованы сенсорная комната и диагностическая комната
  • Имеются визуальные   информационные знаки.
  • Сайт оборудован кнопкой для слабовидящих
  • Педагоги школы прошли  повышение квалификации АКИПКРО «Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Эти и ряд других мероприятий создают оптимальные условия для обучения детей-инвалидов  и других маломобильных групп населения.

 В школе проводятся мероприятия по адаптации  детей-инвалидов и детей-с ОВЗ, которые учитывают особенности в развитии таких детей и их потребности в обучении и социализации  http://novoalt-12.ru/dostupnaya-sreda/1998-plan-meropriyatij-na-dekadu-den-invalidov.html

Программа «Доступная среда» в МБОУ СОШ №12 направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

- создание в МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;

- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Ожидаемые результаты:

- позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;

- обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня;

        Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

Программа «Доступная среда» в МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска  направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

 «Доступная среда» обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

- осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

- даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;

- обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

Основные задачи  программы «Доступная среда»:

1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

1.1 выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

1.2 осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

1.3 обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

2.1 сориентировать коллектив МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.

2.2 повысить  профессиональную компетентность педагогов и специалистов.

2.3 формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

3.1 информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании  безбарьерной среды в МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска.

3.2 просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.

 Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:

 - развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;

- реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;

- оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска  привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других микрорайонах города.

Перечень оборудования, полученного  по программе "Доступная среда" посмотреть можно ЗДЕСЬ

Рекомендации учителям:

Памятка "Действия персонала при оказании помощи инвалидам, испытывающим трудности при передвижении" 

Психолог учителям 

Рекомендации родителям:

Лектория для родителей. «Речевая готовность к школе» 

Психолог родителям

Архитектурная доступность:

   
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?