Аналитический отчет Незлобиной Яны Анатольевны, учителя начальных классов

МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска Алтайского края,

педагогический стаж работы - 18 лет, 1 квалификационная категория          

(скачать материал в текстовом документе)         

Над опытом работаю пятый год, в МБОУ СОШ №12 реализую опыт второй год. Коллектив ОУ состоит и 49 педагогов, обучается 1170 учеников.

Образовательное учреждение реализует программу развития на 2016 – 2020 г.г., включающая подпрограммы: 1) Обеспечение качества образования; 2) Реализация ФГОС ООО; 3) Реализация ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 4) Внедрение Профессионального стандарта учителя; 5) Поддержка талантливых и инициативных детей; 6) Программа «Здоровье».

           Методическая тема «Формирование информационной компетентности учащихся начальных классов через использование исследовательских приемов чтения» реализует  направление  программы ФГОС по УМК «Перспективная начальная школа».

           Перемены в современном обществе, принятие Федерального образовательного стандарта требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, новой организации учебной деятельности, оценки достижения планируемых результатов.

Учебная деятельность  в  начальной  школе  связана с умением  работать  с  книгой (учебникам) и  другими  источниками  информации.  А оценка достижения планируемых результатов предусматривает выполнение учащимися всероссийских проверочных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по различным предметам.

Национальные исследования качества на начальной ступени образования в апреле 2015 показали, что для четвероклассников одними из самых сложных являются задания по работе с текстом, поиска и выделения в тексте основной мысли. И мои ученики 4 класса МБОУ Заводская СОШ Троицкого района не исключение, т.к. не все требования к тексту, упражнению ребята выполнили, т.е. не научились работать с информацией текста, упражнения.  Например: ВПР русский язык часть 2 задание 6 – не все определили основную мысль текста; задание 7 – план составили, но не четко сформулировали, не выбрали словосочетания из текста; задание 8- составили вопросы, но не все были на понимание текста.

Научить детей не просто читать, а  читать вдумчиво, наряду с пониманием прочитанного, выделять главное, размышлять над полученной информацией, анализировать текст, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения, выделять причинно-следственные связи, рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся – условие качественной образовательной деятельности. При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать её, представить в виде схемы, краткой записи, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.

Школьная практика подтверждает, что в досуге младших школьников чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к чтению заметно снижается. Главная проблема заключается в неумении школьников находить в тексте нужную информацию и интерпретировать её.

Цель: создать условия для формирования умений  у младших школьников навыков исследовательского чтения.

Задачи:

-создать мотивационные ситуации для формирования потребности у учеников работать с текстом в исследовательском режиме;

- создать «банк данных» эффективных приемов работы с текстом, внедрить их в практику обучения;

-разработать инструменты для оценивания уровня развития навыков исследовательского чтения.

В основе организации работы по формированию навыков исследовательского чтения - методика работы с текстом Лавровой Н.А «Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения», которая формирует и развивает умения осмысливать текст, интерпретировать его, определять проблемное поле, формулировать авторскую позицию и выражать собственное мнение.

Формировать навыки работы с текстом у учеников начинаю в период обучения грамоте. Текст необходимо «перечитывать с разными задачами: оценка смысла всего текста по названию, поиск нужных частей текста, необходимых строчек, слов (смысловое маркирование), вопросы и задания до чтения текста (работа со знако-символическим и иллюстративным материалом), и после чтения (система вопросов), которые выбираю в соответствии с учебными возможностями детей.

         Предложенные исследовательские приемы органично совмещаю с технологией продуктивного чтения профессора Н. Н. Светловской, где вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.

Получилась структура, представляющая собой трёхступенчатый процесс:

- работа со знако-символическим и иллюстративным материаломдо чтения текста, чтобы вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст (приемы работы: чтение фамилии автора, чтение заглавия текста, чтение выделенных слов, рассматривание иллюстраций, высказывание предположений о теме, содержании текста(развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста);

- смысловое маркирование во время чтения, для обеспечения полноценного восприятия текста, а также понимания текста на уровне содержания(приемы работы: чтение текста по частям с комментариями, диалог с автором (условия осуществления – находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение), работа с малознакомыми, непонятными словами (выделение маркером), выборочное чтение, беседа по содержанию, сравнение содержания текста со своим предположением, прием маркирования «Инсерт»: «У» ‐ уже знал;«+»– новое;«!» ‐думал иначе;«?» ‐ не понял, есть вопросы);

- система вопросов после чтения текста, обеспечивающая углублённое восприятие и понимание текста (приемы работы: постановка проблемного вопроса к тексту, повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям (подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?), высказывание и аргументация отношения к прочитанному, характеристика событий, места действия, поступков героев, выполнение заданий).

И для работы с текстом (литературное чтение, окружающий мир), и упражнением (русский язык, математика) как информацией, я стала использовать данную структуру, которая создает потребность у  детей находить и выделять необходимую информацию, выделять цветом ключевые слова, обеспечивая многократное перечитывание, для углубления понимания прочитанного уже с первого класса. 

          Использую исследовательские приемы чтения  для формирования регулятивных компетенций в работе с текстом задания к упражнению. Где карандашом ребята выделяют те действия, которые необходимо выполнить (смысловое маркирование): 1- прочитай, 2- поставь, 3- выпиши, 4- раздели, 5-подчеркни. (Приложение 2) Намеченный план работы позволяет ответить на систему вопросов, формируя компетенции: с чего начнем работу? какой результат можем достичь? по какому плану будем работать? для чего работали с упражнением? какой вывод можем сделать? 

Такое маркирование текста задания полезно на этапе самопроверки, самоконтроле,  самооценивании, взаимопроверки, взаимоконтроле,  взаимооценивании  работы с упражнением (что буду проверять? по каким критериям?)

          Данный алгоритм использую на каждом уроке, что позволяет ребятам четко формулировать последовательность учебных действий, планировать свою работу, контролировать свою деятельность и действия одноклассников, оценить полученный  результат, а главное они четко понимают, что будут делать, как и зачем,  и уже во втором классе могут работать самостоятельно.

Данную методику работы с упражнением рекомендую использовать не только в начальной школе, но и в среднем звене т.к. «исследовательские приёмы универсальны, широко используются в интерактивном, дифференцированном обучении, в рамках информационно- коммуникационных технологий». Ведь работа с текстами как источниками информации есть в любом учебном предмете. А навыки работы с текстами различного типа и стиля формируют учебно-познавательные и коммуникативные компетенции: умения строить высказывания, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать учебный материал, выстраивать систему доказательств (2).

Таким образом, продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема нужную и полезную информацию, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать и на уроке,  и при подготовке проектов во внеклассной деятельности (проект «Птицы прилетели», март 2017; проект «Я - пешеход!», ноябрь 2018). 

         Формирую информационную культуру учащихся поступательно и целенаправленно. И чем раньше начинаю реализацию исследовательских приемов в любой форме, тем быстрее начнется развитие «критического мышления» ученика. Где он учится осмысливать информацию, отбирать необходимый опыт – реализуя потребность в способе действия, формировать навыки взаимодействия с другими людьми – организовать собственную и совместную деятельность, объективно оценивать явления, факты, процессы, выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы, аргументировано отстаивать собственную точку зрения», делать выводы, «открытия».

       Уверена, что данная методика работы позволяет получить хорошие результаты обучения:

год

ОУ, класс

Качество, успеваемость

2015-2016

МБОУ Заводская СОШ Троицкого района

4 класс

ВПР: качество-45%

успеваемость-80%

2016-2017

МКОУ Берёзовская СОШ Ордынский район Новосибирская область

2,3 класс комплект

2кл.: качество-86%, успеваемость-100%

3 кл.:качество-100%успеваемость-100%

2017-2018

МБОУ СОШ №12 города Новоалтайска

1 класс

Комплексная работа:

качество-96%, успеваемость-100%

2018-2019

МБОУ СОШ №12 города Новоалтайска

2 класс

1 четверть

качество-96%, успеваемость-100%

                  Ученик, обладающий такими компетенциями  способен  работать с любой информацией, а значит, успешно выполнить всероссийскую проверочную работу, и не только в 4 классе. А главное ответить на собственные вопросы:  «Чему мне нужно научиться?» и  «Как мне этому научиться?». Что успешно демонстрируют на внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет», и участием в конкурсах:

год

уровень

мероприятие

результат

2016

общероссийский

предметная олимпиада по русскому языку

диплом победителя

по математике

диплом победителя

онлайн -олимпиада Юный предприниматель 

2 класс – похвальная грамота

3 класс – похвальная грамота

4 класс - диплом победителя

онлайн -олимпиада «Русский с Пушкиным»

1 класс – диплом победителя

4 класс – похвальная грамота

международный

математическая игра «Ребус»

Диплом Iстепени

онлайн- олимпиада по математике «Плюс»

2 класс – 2 диплома победителей, похвальная грамота.

2017

всероссийский

онлайн - олимпиада Межпредметная Дино-олимпиада

1 класс – диплом победителя, 3 класс –2 похвальные грамоты

онлайн- олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным»:

4 класс – 3 похвальные грамоты

региональный

фестиваль Эколого-биологических объединений «Экофест -2017» номинация «Мы за это в ответе»

2 место

июнь

районный

конкурс«Волшебный замок»

2 место

Используемые исследовательские приемы работы с текстом демонстрирую на открытых уроках и мероприятиях школьного, муниципального и окружного уровня:

Год, период

уровень

мероприятие

результат

2015 ноябрь

районный семинар директоров

Открытый урок математики 4 класс

«Деление столбиком»

СКАЧАТЬ ДЛЯ ПРОСМОТРА

Благодарность

 

школьный

Выступление на педсовете по теме: "Организация учебной деятельности 4 класса"

СКАЧАТЬ ДЛЯ ПРОСМОТРА

 

2016

 январь

школьный

Организация выступлений творческой группы учителей начальных классов

 

Март, апрель

всероссийский

Публикации  на сайте «Инфоурок»

 5 статей

ПОСМОТРЕТЬ СЕРТИФИКАТЫ

2016  январь

районный

Конкурс методических разработок «Мой лучший урок с использованием современных технологий»

СКАЧАТЬ ДЛЯ ПРОСМОТРА

Диплом победителя

2016

март

краевой

Образовательный форум «Оценка образовательных достижений младших школьников: актуальные вопросы и технологические решения в условиях ФГОС»

участие

март 2016

краевой

Семинар в с. Тальменка

участие

2016

  Бийск

окружной

Методическая выставка «Переход на новые стандарты: опыт, результаты, проблемы»

СКАЧАТЬ ДЛЯ ПРОСМОТРА

грамота призёра

Новосибирск, декабрь 2016

всероссийский

Публикация статьи в сборнике материалов НПК по теме «Мониторинг метапредметных УУД как средство повышения качества образования»

сертификат

ноябрь 2016

школьный

Выступление в составе творческой группы учителей начальных классов на педсовете по теме «Урок по ФГОС»

СКАЧАТЬ ДЛЯ ПРОСМОТРА

 

декабрь-январь 2017

районный

Конкурс «Педагогические идеи» (статья, мастер-класс)

участие

январь 2017

школьный

Выступление на педсовете по теме «План самообразования как способ повышения эффективности и качества обучения»

СКАЧАТЬ ДЛЯ ПРОСМОТРА

 

2017 Новосибирск

районный

конкурс профессионального мастерства учителей начальных классов общеобразовательных учреждений Ордынского района «Мой лучший урок» номинация «Урок русского языка»

диплом победителя

2017 Новосибирск

всероссийский

Выступление на НПК с докладом по теме «Исследовательские приемы работы с текстом (упражнением) как источником информации в условиях реализации ФГОС»

ПОСМОТРЕТЬ

участие

2017 Новосибирск

районный

Конкурс «Педагогические идеи» в номинации авторская статья

грамота победителя

2017, Новосибирск.

районный

Конкурс «Педагогические идеи» номинация мастер-класс

СКАЧАТЬ ДЛЯ ПРОСМОТРА

сертификат участника

7 декабря 2017

Муниципальный

Открытый урок обучения грамоте по теме «Звуки буквы Г, г»

СКАЧАТЬ ДЛЯ ПРОСМОТРА

аттестация на 1 категорию

Ноябрь 2017

школьный

5 открытых уроков для родителей в рамках недели открытых уроков

 

апрель 2018

краевой

 Публикация урока русского языка 2 класс на сайте АКИПКРО

Ожидает одобрения

апрель 2018

школьный

Проведение открытого внеклассного мероприятия «Прощание с азбукой»

 

ноябрь 2018

муниципальный

Выступление на МО по теме «Подготовка учащихся 4 класса к проведению ВПР»

СКАЧАТЬ ДЛЯ ПРОСМОТРА

участник

         Имею следующие награды: грамота Администрации Троицкого района, комитета Троицкого района Алтайского края по образованию за  «высокий профессиональный и творческий подход в своей деятельности, за добросовестный труд и достигнутые результаты в работе», 2014г.

Сведения о повышении квалификации: с 16 марта по 10 апреля 2015 года, Автономная некоммерческая образовательная организация «Дом учителя» по теме: «Проектирование результатов освоения учащимися основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС», 72 часа. Ноябрь 2017года в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» по теме «ФГОС обучающихся с ОВЗ: ключевые особенности и механизмы реализации», 72 часа.

Работа над методической темой достигла своей результативности, так как ученики мои ученики умеют  находить, извлекать, использовать  нужную информацию. Необходимо продолжить поиск приемов, технологий, методик для разного уровня учащихся; направить работу на формирование умения интерпретировать  текстовую  информацию, а так же разработать инструменты оценивания уровня навыков исследовательского чтения. Так как сегодня информация стала не только важнейшим компонентом для мирового экономического и политического развития, но и базовым компонентом для личностного развития каждого человека.