Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежит:

недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений (т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу), недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму.

Ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, должен уметь:

- сравнивать предметы по величине и форме (длинный - короткий, узкий – широкий, высокий – низкий;  квадратный, круглый, овальный, прямоугольный);

 -хорошо ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (не путать правую и левую стороны, не ошибаться в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве).

Такому ребенку не будет сложно усвоить и найти тонкие различия оптически сходных (по начертанию) букв(б-д, в-б, н-к, м-н, ш-щ, щ-ц, у-и).

Ещё одной предпосылкой для возникновения зеркального письма является слишком быстрое обучение дошкольников и младших школьников письму печатных и письменных букв, что влечёт за собой не полное закрепление зрительного и графо-моторного образа букв (графем) с их фонемами.

Причина кроется в самом процессе письма. Этот процесс психологически и физиологически достаточно сложен для детей 6-7 лет, так как включает в себя зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложные механизмы координации и регуляции движений.

Необходимо сказать о том, что именно процесс обучения письму вызывает особые трудности при адаптации ребёнка к школе.

Буквы русского алфавита, как печатные, так и прописные состоят из небольшого набора одних и тех же элементов. Эти элементы по-разному комбинируются между собой (по количеству, по расположению в пространстве) и образуют различные буквы.  

Предлагаю некоторые упражнения для развития зрительно-пространственного восприятия и представлений:

·                        Узнавание предметов:  по их контурам,  недорисованных предметов.

·                        Узнавание предметов, перечёркнутых изображений.

·                        Распределение предметов по величине, учитывая их реальные размеры.

·                        Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга.

·                        Сопоставление предмета с геометрическим телом. Конструирование из геометрических фигур.

·                        Сравнение предметов (по высоте, ширине, длине, толщине и.т.д.). нахождение заданной фигуры среди аналогичных изображений.

·                        Дорисовывание незаконченных контуров геометрических фигур и симметричных предметов.

·                        Ориентировка на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу. Конструирование из счётных палочек (геометрических фигур) по инструкции.

 

Учитель – логопед Шиповалова М.В.