Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать, считать. 
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим запас знаний об окружающем мире. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений. На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

 Родителям в первую очередь следует обратить внимание на уровень речевого развития, а имеенно:
• Правильное произношение всех звуков
• Умение различать звуки речи на слух
• Владение навыками звукового анализа и синтеза
• Словарный запас
• Сформированность грамматического строя речи 
• Связную речь
• Речевую коммуникацию
• Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

 Звукопроизношение и фонематический слух:

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

 Владение навыками звукового анализа и синтеза:

• умение выделять звук на фоне слова; 
• слышать и выделять первый и последний звук в слове;
• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
• определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
• называть слова с заданным звуком;
• уметь составлять слова из звуков;
• дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки), 2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры), 3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).

 Слоговая структура слова

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

 Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 – 3500 слов) 
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

Сформированность грамматического строя речи:

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

 Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь
• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
• составлять рассказ по картинке
• составлять рассказ по серии картин
• отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание 
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), 
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), 
- на лексику (полнота и точность использования слов), 
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

 Речевая коммуникация

- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, 
- уметь слушать и понимать речь, 
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми, 
- ясно и последовательно выражать свои мысли, 
- пользоваться формами речевого этикета.

 Мелкая моторика рук

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

 Психические процессы

Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду.

Некоторым детям после обследования речи логопед может поставить следующие диагнозы: ФФН, ФНР, ОНР. Что такое ФФНР? Фонетико-фонематическое недоразвитие речи довольно распространенное нарушение. Такое заключение ставится тогда, когда ребенок смешивает и заменяет звуки речи (шапка-«сяпка»).Он не имеет четких представление о том, как должен правильно звучать заданный звук. При этом запас слов у ребенка достаточно большой и фразы он строит правильно.

 Что такое ФНР? При фонетическом недоразвитии речи нарушается только звукопроизношение. Звук или искажается Р «велярный» или пропускается «…ыба».

Что такое ОНР? Общее недоразвитие речи — сложное речевое расстройство, когда у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм (неправильное построение фразы), дефекты произношения и фонематические нарушения. Дети, имеющие подобные нарушения, чрезмерно возбудимы, непоседливы, неловки в движениях, быстро утомляются, у них беспокойный сон, плохой аппетит. После консультаций с медиками (отоларинголог, стоматолог, психоневролог, сурдолог) и логопедом ребенку рекомендуются специальные занятия в индивидуальном порядке или посещение логопедической группы в детском саду.

Речевое развитие детей 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.  

Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нор­мализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха.По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания».

Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность зву­ков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

Ребенок 5 лет:

1. Обладает словарным запасом около 3000 слов.
2. Знает свой адрес.
3. Пользуется предложениями из 5-6 слов.
4. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
5. Умеет пересказывать.
6. Правильно произносит все звуки.
7. Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец), может составить рассказ по картинке или серии картинок.
8. Определяет право-лево у себя, но не у других.
9. Знает простые антонимы (большой-маленький, твердый-мягкий и др.).
10. Пользуется прош., наст., и буд. вр. глаголов.
11. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Большую роль в усвоении правильного звукопроизношения является раз

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
• Правильное произношение всех звуков
• Умение различать звуки речи на слух
• Владение навыками звукового анализа и синтеза
• Словарный запас
• Сформированность грамматического строя речи 
• Связную речь
• Речевую коммуникацию
• Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

1.     Нарушение речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по – разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

2.     Иногда, у школьников отмечаются не только нарушения произношения, но и бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, неполноценность фонематического восприятия. Причем родителям не стоит путать бытовую речь с речью в учебной ситуации. Речь в учебной ситуации – это умение излагать свои мысли с использованием учебных терминов(например, звук – буква),умение производить обобщения и делать выводы(сначала простые, а затем сложные).Дети с речевыми нарушениями, которые не имели достаточного стажа полноценного речевого общения, не проделали в дошкольном возрасте необходимой для усвоения грамоты работы по анализу и синтезу языкового материала разного уровня(звуковой состав, словарный запас, грамматический строй, связная речь), неминуемо оказываются в числе неуспевающих.

3.     Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребенка, у которого должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Несформированность любой сферы (эмоционально – волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неуспеваемости в школе.

4.     В зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают логопедическую помощь в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно – развивающие занятия. На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над расширением словарного запаса и совершенствованием грамматического строя речи.

5.     И, как итог, формирование связной речи, необходимой для полноценной учебной деятельности. Все это делается для предупреждения различных нарушений чтения и письма(явление очень распространенного у школьников), обусловленных как раз той самой несформированностью языковых обобщений, о которых говорилось выше.

6.     Чтобы избежать осложнений при обучении в школе, следует сформировать у ребенка определенные речевые умения:

7.     Речевая готовность к школе:

  •  Определять наличие звука в слове (например, есть ли звук с в словах: коса, нос, замок, щенок, цапля, сок).
  • Определять место звука в простых словах ( м – в словах мак, дом, Рома).
  • Подбирать к группе предметов обобщающее слово (ложка, вилка, кастрюля, сковорода – это посуда).
  • Подобрать к обобщающему слову группу предметов ( мебель – шкаф, стол, стул, тумбочка).
  • Образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением (дом – домик, часы – часики, нога – ножка).
  • Образовывать от существительных различные прилагательные:
  •  (карандаш из дерева – какой? – деревянный, у медведя чей хвост? – медвежий).
  • Пересказывать сказки, рассказы.

8. Знать стихи наизусть детских писателей: А. Барто, С. Михалкова и т.д.

9. Запоминать и повторять предложения из 7 -8 слов (Маленькая девочка Катя пошла с мамой в магазин).

10. Знать названия времен года и дней недели.

11. Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.

12. Уметь ориентироваться в «право – лево» (на собственном теле).

 Большинство вышеперечисленных умений в норме формируются у ребенка дошкольного возраста самостоятельно. Но дефицит мест в дошкольных учреждениях приводят к тому, что некоторые дети мало общаются со сверстниками, недостаточно находятся в коллективах, где они могли бы полноценно общаться, развивая свою речь.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Шиповалова М.В., учитель - логопед