Доступная среда

С 2012 года в Алтайском крае реализуется программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы. Программными мероприятиями предусмотрено создание универсальной безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях.

В рамках указанной программы Главным управлением образования и молодежной политики проводится работа по формированию базовых образовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития. Они оснащаются современным учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, обеспечивающим условия для организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Проводится ремонт и реконструкция зданий школ, позволяющие обеспечить физическую доступность учреждений образования.

МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайса принимает участие в реализации программы "Доступная среда".

Нормативно-правовая документация

  1. Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы
  2. Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы
  3. Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 26.12.2013 N 6072 "Об утверждении Концепции развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2017 годы"
  4. Государственная программа Алтайского края "Доступная среда в Алтайском крае" на 2014-2015 годы
  5. Приказ Главного управления образования и молодежной политики № 307 от 16.01.2014 "Об утверждении Комплексного плана мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2015 годы"
  6. Приказ Минобрнауки России №1598 от 19.12.2014 "Об утверждении ФГОС начально общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  7. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  8. Приказ Минтруда России №528н от 31 июля 2015 г. «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 № 723н "Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы"

  10.  Приказ Главного управления образования и молодежной политики № 1337 от 06.08.2015 "Об утверждении Плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью в Алтайском крае"
  11. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

  12. Приказ  КОА г. Новоалтайска  № 61 от 17.02.16 "Об утверждении ресурсной базовой школы совместного обучения детей-инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития в городе Новоалтайске" 

  13. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска (Приказ №37 от 11.02.2013) 

  14. План-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска  

  15. Приказ № 153 от 10.06.2016 «О создании комиссии по проведению паспортизации объектов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска и предоставляемых на них услуг»

  16. Положение о комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска и предоставляемых на них услуг (Приказ № 153 от 10.06.2016) 

  17. Состав комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска и предоставляемых на них услуг (Приказ № 153 от 10.06.2016)

  18. План-график проведения обследования и паспортизации объектов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска и предоставляемых на них услуг (Приказ № 153 от 10.06.2016) 

  19. Паспорт доступности для инвалидов объектов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска (Приказ № 175 от 28.06.2016 ) 

  20. "Дорожная карта" по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования  МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска (Приказ № 175 от 28.06.2016) 

Программа социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и  детей-инвалидов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска на период с 2016-2017

   В МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска были проведены мероприятия по созданию необходимых условий  для  обучения и полноценного развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с требованиями строительных норм и правил. Это:

  • Имеется  пандус с соблюдением нормативных требований.
  • Расширены дверные проёмы и установлены  новые двери.
  • Доступны санитарно-гигиенические помещения
  • Оборудованы сенсорная комната и диагностическая комната
  • Имеются визуальные   информационные знаки.
  • Сайт оборудован кнопкой для слабовидящих
  • Педагоги школы прошли  повышение квалификации АКИПКРО «Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Эти и ряд других мероприятий создают оптимальные условия для обучения детей-инвалидов  и других маломобильных групп населения.

 В школе проводятся мероприятия по адаптации  детей-инвалидов и детей-с ОВЗ, которые учитывают особенности в развитии таких детей и их потребности в обучении и социализации  http://novoalt-12.ru/dostupnaya-sreda/1998-plan-meropriyatij-na-dekadu-den-invalidov.html

Программа «Доступная среда» в МБОУ СОШ №12 направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

- создание в МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;

- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Ожидаемые результаты:

- позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;

- обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня;

        Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

Программа «Доступная среда» в МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска  направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

 «Доступная среда» обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

- осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

- даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;

- обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

Основные задачи  программы «Доступная среда»:

1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

1.1 выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

1.2 осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

1.3 обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

2.1 сориентировать коллектив МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.

2.2 повысить  профессиональную компетентность педагогов и специалистов.

2.3 формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

3.1 информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании  безбарьерной среды в МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска.

3.2 просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.

 Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:

 - развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;

- реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;

- оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска  привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других микрорайонах города.

Перечень оборудования, полученного  по программе "Доступная среда" посмотреть можно ЗДЕСЬ

Рекомендации учителям:

Памятка "Действия персонала при оказании помощи инвалидам, испытывающим трудности при передвижении" 

Психолог учителям 

Рекомендации родителям:

Лектория для родителей. «Речевая готовность к школе» 

Психолог родителям

В школе состоялся праздник «Мы разные, но мы вместе», посвящённый Международному Дню инвалидов. В мероприятии приняли участие учащиеся 2д и 5б, 5д классов. Вожатые школы Евдокимова А.А. и Макарова Н.В. подготовили с ними игры, стихи, песни, танец. Психолог Караваева Е.Г. провела с детьми мастер-класс «Коммуникативные игры». По окончании мероприятия дети получили сладкие призы.

Гладышева С.В., заместитель директора по ВР

 

 

 

 № п/п

Мероприятия

Дата

Время

Кабинет

  1.  

   Театральная постановка

05.12.2018

 

 12:20-12:40

№ 8

  1.  

 Коммуникативные игры

05.12.2018 

 12:40-12:50

Сенсорная комната

 

  1.  

Мастер-класс для родителей «Развитие моторики»

 05.12.2018 

 

 12:50-13:10

Сенсорная комната

                                                                                                         

Администрация школы

В рамках Декады инвалидов  09.12.2016 для родителей логопедом школы Шиповаловой М.В. был проведен мастер-класс «Развитие моторики».  Марина Витальевна познакомила родителей с теоретическим материалом и  необходимой литературой для родителей. Показала некоторые приемы, направленные на развитие мелкой моторики ребенка. Ответила на все интересующие вопросы.

Зам. директора по УВР Фефелова О.Ю.

  

О здоровье человека есть очень хорошие слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

 

      В целях стимулирования развития художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья как средства их реабилитации и социальной адаптации 5 декабря в школе состоялась выставка художественного творчества.

в МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска

Приказ №175 от 28.06.2016

«Об утверждении  Паспорта доступности для инвалидов объектов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска и предоставляемых на них услуг». ПОСМОТРЕТЬ

ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи. ПОСМОТРЕТЬ

"Дорожная карта" по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования  МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска ПОСМОТРЕТЬ

СПРАВКА по итогам проведения обследования и паспортизации предоставляемых услуг. ПОСМОТРЕТЬ

СПРАВКА по итогам проведения обследования и паспортизации объекта. ПОСМОТРЕТЬ

Приказ № 153 от 10.06.2016 «О создании комиссии по проведению паспортизации объектов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска и предоставляемых на них услуг» 

ПОСМОТРЕТЬ

Положение о комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска и предоставляемых на них услуг.

ПОСМОТРЕТЬ

Состав комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска и предоставляемых на них услуг

ПОСМОТРЕТЬ

План-график

проведения обследования и паспортизации объектов МБОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска и предоставляемых на них услуг

ПОСМОТРЕТЬ

  

24.03.2016 проведено психологическое занятие с детьми 1 класса по теме «Рисуем на песке».Дети познакомились  с песком в необычном месте в «сенсорной комнате»,  где осваивали технику рисование на песке с помощью  пальчиков и ладошек  -  оживляли образы,  изображали пальчиками  следы различных животных,  заряжались позитивными эмоциями.  В результате дети чувствовали т себяуспешными в проделанной работе. Таки образом дети предложили продолжить рисовать песком и придумывать сказки и рассказы  к различным изображаемым образам.

Кушелева М.С., психолог школы

Существуют общие правила этикета при общении с инвалидами, которыми могут воспользоваться работники организаций, предоставляющих услуги населению, в зависимости от конкретной ситуации

ПОСМОТРЕТЬ

Приказ № 61 от 17.02.2016 г КОА г. Новоалтайска "Об утверждении ресурсной базовой школы совместного обучения детей-инвалидов" СМОТРЕТЬ

  

На психологическом занятии «Знакомство с волшебным временем»   дети 1  класса посетили сенсорную  комнату и познакомились с  волшебным мячом, аппаратом «Каштанчик», который помог снимать напряжения спины, рук, головы.  Бесформенное кресло   помогало  детям сидеть, лежать и при этом выполнять различные задания и чувствовать себя комфортно. Так же дети  испытали чувство и полного расслабления  и удовольствия плавая в  сухом бассейне.

Педагог-психолог: Кушелева М.С.

15.01.2016

Тематическое планирование работы педагога-психолога МБОУСОШ № 12 г. Новоалтайска

с группами детей с ОВЗ в сенсорной комнате школы.

Январь – май 2016 г.

   16 октября в рамках единого классного часа «Школа для всех» во 2б классе прошла беседа о доступности образования для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Через презентацию учащиеся познакомились с историями ребят с различными синдромами  и другими особенностями развития, поговорили о  важности принятия своих сверстников такими, какие они есть, совместного открытого ко всем отношения, независимо от физических или интеллектуальных особенностей.

  

В 6а классе прошёл классный час «Планета толерантности». Учащиеся обсудили вопросы: что такое толерантность, что значит быть толерантным.

Все люди на Земле должны научиться признавать отличные от своих собственных идей или мнений, идеи других, мнения других. Должны быть по отношению к другим великодушными, милосердными, должны уважать человеческое достоинство, права других, быть терпимыми к чужим мнениям, верованиям, поведению, принимать другого таким какой он есть.

                          Классный руководитель 6а класса: Пышкина В. П.

29 октября 2015 г в седьмых классах  прошёл самый большой урок в мире «Школа для всех». Целью этого урока было ознакомить учащихся с концепцией «Общемировых целей в области устойчивого развития» и обсудить роль образования в достижении этих целей, воспитывать у учащихся чувство уважения к своим школьным товарищам независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей.

С учащимися обсудили, почему урок называется самый большой, заслушали видеообращение  заместитель Министра образования и науки Российской Федерации – В.Ш. Каганова  и модели, основатели фонда «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой.

 Затем ребята посмотрели анимационный фильм  СЭРА КЕНА РОБИНСОНА, который представляет общемировые цели. После этого обучающимся продемонстрировали  ролик «Инклюзивное образование: Что это такое?» и обсудили,  что сможет сделать каждый, чтобы особенным детям комфортнее жилось в нашем государстве.

                                                                                                      Родионова Елена Анатольевна

21 октября 2015 г в нашем классе прошел классный час «Толерантная личность» с целью формирования представления о понятиях толерантной и интолерантной личности. В игровой форме ребятам были предложены задания: «Лукошко» (связь предметов с толерантной личностью), «Самолетик» (умение взаимодействовать, проявлять толерантность по отношению друг к другу). Итогом классного часа: создали собственное «Дерево толерантности».

Классный рук. Костина Н.Н.

  

27.10 в 6 Г классе прошел Самый большой урок в мире «Школа для всех». Он так называется потому, что впервые в истории нашей планеты один и тот же урок проходит сразу в более чем ста странах мира! На этом уроке ребята познакомились с Общемировыми целями Достойной жизни, обсудили как вместе мы можем их достичь. В интересной, живой беседе ребята выяснили, что все 17 целей очень важны. Особое внимание мы уделили стремлению к отсутствию дискриминации по какому-либо признаку. Размышляя в этом ключе мы подтвердили актуальность политики инклюзивного образования. Причина проблем человека с инвалидностью – это не его личные особенности, а препятствия вокруг него, которые ограничивают его возможности. Человеку с инвалидностью нужна обычная жизнь, такая же, как у его друзей, одноклассников и соседей. Любой человек станет человеком с ограниченными возможностями, если его окружить барьерами и ограничениями. Таким людям нужна поддержка окружающих, государства для того, чтобы передвигаться, общаться, обучаться.

Людей с инвалидностью, особенностями развития это просто другие люди, у них разные возможности, но равные права!

Классный руководитель Орлова Ольга Владимировна

27 октября 2015 г. прошел «Самый большой Урок в мире. Школа для всех». Этот урок состоялся более чем в 100 странах мира. Мы тоже присоединились к этой акции. На классный час пригласили психолога школы Кушелеву М.С.

Цель – познакомить детей и подростков на всей планете с 17 общемировыми целями: ликвидация нищеты, борьба с голодом, стимулирование экономического роста и обеспечение начального образования для детей всей планеты и доступного образования для детей с ограниченными возможностями. По окончании классного часа подвели итоги и ответили на вопрос: «Что такое толерантная личность?», «Как относиться к детям с ограниченными возможностями?» 

Иванова Н.В., классный руководитель

26 октября в 4 «б» состоялся классный час  «Школа для всех», на котором ребята  говорили  об   уважительном отношении к людям разных национальностей и вероисповеданий, здоровым и инвалидам. Они посмотрели замечательный мультфильм «Ёжик должен быть колючим?» и обсудили , легко ли быть не таким, как все;  уточнили и углубили  понятие «толерантность»; учились приветствовать   друг друга по- русски  и    по-японски, сложив руки как в молитве;  как жители Новой Зеландии терлись носами; как англичане жали руки, стоя  на большом расстоянии друг от друга.

Хочется верить, что классный час поможет  ребятам быть терпимее   к  сверстникам,  избежать  агрессии и жестокости в  конфликтных ситуациях, находить компромиссное решение. 

Овчар Н.А., классный руководитель

19 октября 2015 года в нашем классе был проведён Самый Большой Урок В Мире. Назвали его так потому, что впервые в истории нашей планеты один и тот же урок проходит сразу более чем в ста странах мира! На этом уроке шла речь о толерантном отношении ко всем людям, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Таких людей не нужно считать больными, они просто другие, у них разные возможности, но равные, такие же как у нас, права. Мы посмотрели видеофильм, презентацию, обсудили правила этикета при общении с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное общество – это общество, которое уважает всех и ценит разнообразие, принимает отличия одних людей от других. Мы хотим быть членами именно такого общества.

Образцова Л.И., классный руководитель

  

21 октября в нашем классе прошёл классный час на тему «Школа для всех». Цель: развивать толерантное отношение к  окружающим тебя людям.

Ребята рассуждали на тему  «Школа для всех». В процессе разговора сделали вывод: современный культурный человек это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважающий окружающих.  Это человек, обладающий такими качествами как: великодушие, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Я пришел в этот мир 

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

 

19 октября 2015 г был проведён классный час о толерантном отношении ко всем окружающим людям: взрослым, учителям, одноклассникам, инвалидам. Мы посмотрели презентацию, поиграли в игру и узнали, что такое толерантность.

Классный руководитель: Бондарь Н.Н.

  

Впервые в истории нашей планеты один и тот же урок проходит сразу более чем в ста странах мира. Наш класс тоже присоединился к этой акции. Более 500 миллионов школьников по всему миру задумываются о том, каким они хотят видеть мир. Этот урок посвящён Общемировым целям достойной жизни. Ребята посмотрели специально созданный мультфильм о нашей планете, о её проблемах и о том, как мы можем ей помочь. И активно приняли участие в обсуждении этих проблем.

                                                           Кл.руководитель  5 В: Микурова Е.В.

19 октября 2015 г был проведён классный час о толерантном отношении ко всем окружающим людям: взрослым, учителям, одноклассникам, инвалидам. Мы посмотрели презентацию, поиграли в игру и узнали, что такое толерантность.

Классный час о толерантном отношении ко всем людям, в том числе к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для учащихся 3 «В»  класса был проведен 19 октября 2015 года.

         Эти люди живут совсем рядом с нами. Но их стараются не замечать. Они живут в особом мире, о существовании которого могут не догадываться даже ближайшие соседи. Они могут быть невероятно талантливыми и душевно богатыми людьми, но общество упорно отвергает тех, кто не вписывается в прокрустово ложе всеобщей похожести.

  

Урок состоялся в рамках общероссийской и общемировой акции «Самый Большой Урок в Мире». Россия вошла в число более чем 100 государств, в которых он прошел одновременно. Уроки-занятия о ценности и доступности образования всем детям на планете проводятся в России при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, а также фонда помощи детям «Обнаженные сердца», основанного Натальей Водяновой. На уроке, прошедшем в 5 г классе ребятам рассказали о глобальных проблемах современности и общемировых целях. Среди них: ликвидация нищеты, борьба с голодом, охрана здоровья, обеспечение равноправия, борьба с изменением климата, стимулирование экономического роста и обеспечение качественного образования для детей всей планеты.

 Классный руководитель: Дружинина И.Д.

  

Классный час о толерантном отношении ко всем людям, в том числе к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для учащихся 8 а, б, в, г классов школы 19 октября провела психолог Хлудова Марина Сергеевна.

19.10.15 в 5б классе прошел классный час под девизом  "Школа – самый лучший друг, второй наш дом родной! Здесь постигаем курс наук мы дружною семьей.",

   
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?